Как проверить идею курса до того, как начать его создавать

2009 год …

… мне впервые пришла мысль построить бизнес на продаже своих знаний. Это был тот период, когда бум на курсы в коробках только начинался. Я захотел отломить свой кусок пирога.

У меня еще не было идеи для курса и мне мало было известно об онлайн бизнесе в целом.

Но я был самоуверен. Полагал, что знаю достаточно.

Я стал искать идею и через несколько дней пришел к выводу, что у меня хорошо получается находить подход к людям, и зацепился за эту идею.

В тот период, я зарабатывал помогая людям решать вопросы с недвижимостью (риэлтором), и каждый день вынужден был продавать себя и свои услуги.

Мне казалось, что это здорово, поделиться с другими тем, как у меня получается завоевать доверие клиента. Я начал действовать …

Потребовалось около 3-х месяцев, чтобы спланировать и записать материал курса. Были потрачены деньга на дизайн коробки, разработку меню, подключения сервиса приема платежей. И еще около месяца, чтобы придумать и «отшлифовать» рекламный текст и сделать продающую страницу.

В итоге получился такой продукт:

обложка_thumb

И когда все приготовления были закончены и пришло время запуска, я почувствовал сильное волнение, природу которого не смог себе объяснить.

Но как выяснилось позже, оно было не напрасным. Я не продал ни одной копии!

Никто не заказывал мой курс. Никто не заходил на мою страницу. Никто даже не интересовался моим продуктом.

А те, кому я лично его предлагал через форумы, отвечали, что купили бы за 200-300 рублей, но 2000 слишком дорого.

Я был подавлен и вскоре вовсе сдался. Этот курс так и «пылиться» на моем жестком диске уже долгих 9 лет, так и не получив признания.

Когда происходит нечто подобное, это всегда обидно, больно и неприятно.

Поэтому, я не хочу, чтобы вы повторили мою ошибку и потратили свои ресурсы на идею, которая не принесет вам ничего кроме разочарования.

Если идеи у вас еще нет, то вам рано читать этот пост, прежде смотрите мою другую статью «Как найти идею для курса, который будет продаваться в интернете«. Обещаю, по описанным алгоритмам вы найдете минимум 20 идей.

Задача, которую мы преследуем в этом посте, это свести ваш список идей к всего одной самой перспективной идеи, которая и будет оплачивать ваши счета.

Почему у вас не получалось построить бизнес в интернете?

Однажды я слушал запись выступления Эбана Пегана (Eban Pegan). Этот парень заработал на своих курсах по обольщению девушек миллионы долларов.

Он приводил пример с мужчиной, который после первого свидания ведет девушку до двери ее дома и хочет перейти к поцелуям. Но не знает, готова ли к этому девушка. Он нервничает и ждет каких-то сигналов с ее стороны, которые зажгли бы ему зеленый свет.

И вот интересный вопрос, которым Эбан озадачил весь зал, а существуют ли такие сигналы на самом деле?

После нескольких минут дебатов, Эбан успокоил присутствующих и сказал, что такие сигналы безусловно есть, но не это главное.

Важно то, что решение о поцелуе женщина приняла многими часами (или даже днями) ранее основываясь на внешнем виде мужчине, его манере общения и многим другим вещам. То есть, решение о поцелуе принято еще задолго до того момента, когда они оказались наедине.

Аналогично и с идеями. Вы можете ухватиться за идею, которая покажется вам перспективной. Быстро записать курс. Создать сайт на скорую руку. Написать продающий текст и настроить воронку продаж.

Правда, многие люди, которые так поступают (в 2007 году я сделал также), потерпели поражение еще до того, как начали что-либо делать. Они сделали ставку на заведомо проигрышную идею.

Эти люди игнорируют спрос. Они строят бизнес под себя. Потому что им так удобно. Потому что в этой теме они чувствуют себя уверенно. Но факт в том, что вы можете создать самый лучший продукт в мире, но если людям это не интересно, то игра окончена не успев начаться.

Вы не можете научить людей хотеть чего-то, если им это неинтересно. Вернее, научить можно, но это слишком продвинутый уровень маркетинга. Проще отталкиваться от того, что уже хотят люди.

Приведу несколько примеров. Люди не хотят учиться тому, как завоевывать доверие. Хоть это и может помочь им продавать больше, но это не есть их желание. Люди хотят быть богатыми. Покупать дорогие вещи. Тратить много денег и не жалеть о растратах. А «доверие», это вовсе не то за что они готовы платить.

Игнорирование спроса, это то почему у 99% людей не получается зарабатывать деньги в интернете. Они предлагают вовсе не то, за что готовы платить их клиенты.

Как проверить идею курса до того, как начать его создавать?

Природа сыграла злую шутку с человеком и сделала так, что нам всегда кажется, что мы особенные. Мы умнее всех остальных. Наш случай исключительный. И у нас получится то, что не удавалось остальным.

Но в большинстве случаев мы заблуждаемся, и как следствие, тратим время на идею, которая никогда не сделает нас богатыми.

Итак, как же вам быть уверенным в том, что ваша идея будет продаваться еще до того, как вы ее упакуете?

Я хочу познакомить вас с техникой, которая называется «Матрица Спроса». Пожалуй, это самый простой способ проверить свои идеи на ликвидность.

Посмотрите на картинку ниже.

матрица спроса

На одной оси расположена шкала с ценой, а другая ось отображает шкалу демонстрирующую количество покупателей.

Эта диаграмма разбита на четыре ячейки (квадранта). Правый верхний квадрант носит название «Золотая Жила». Если ориентироваться по шкалам, то в этой ячейки много покупателей и высокие цены.

Левый верхний угол обозначен как «High End», это английский термин и он не имеет перевода на русский язык (ниже я поясню, что он означает). В этой ячейки остаются высокие цены, но количество покупателей снижается.

Нижний правый угол, это ячейка с названием «Массовый Спрос». Здесь низкие цены и большое количество покупателей.

И последняя ячейка, мне нравится называть ее «Хобби». В этой ячейке обычно работают те люди, которые что-то делают в Сети, но все эти старания больше для души, чем ради бизнеса и денег. Здесь низкие цены и малое количество покупателей.

Например, один из моих читателей ведет блог по теме спортивного ориентирования. Человеку нравится писать статьи на эту тему и делиться своими знаниями. Это здорово и в этом нет ничего плохого. Но стоит отдавать себе отчет, что эта не та ниша, где можно выпускать продукты по высоким ценам и ожидать наплыва покупателей.

Иными словами, чтобы протестировать идеи из вашего списка, вам нужно раскидать их по самым подходящим ячейкам Матрицы Спроса. Я покажу вам, как это сделать.

Как протестировать идею в «Матрице Спроса»

матрица спроса_2

Вы можете видеть, что «сбросить вес» и «отношения мужчины и женщины», это идеи, которые попадают в категорию «Золотая Жила». Почему? Потому что все хотят выглядеть красиво и быть успешным на любовном фронте. За то, чтобы научиться этому люди готовы выкладывать большие деньги.

Следующая ячейка, это «High End». В этот квадрант попадают более специализированные идеи. Это могут быть идеи относящиеся к какой-то определенной нише, но не слишком узкой.

Например, идею курса «Интернет маркетинг для риэлторов» можно смело поместить в эту ячейку. Спрос на эту тему есть и люди готовы платить высокую цену, чтобы обучиться этому (проверял на своем прошлом проекте «Успешный Риэлтор»).

В эту же ячейку можно отнести такую идею как «повышение лояльности покупателя». Компании готовы платить большие деньги, чтобы только привязать к себе клиента.

Или еще одна идея, это «увеличение продаж в парикмахерском салоне». Пару лет назад я даже пробовал эту идею на практике, заходил в салоны красоты и предлагал такую услугу. Из-за большой конкуренции владельцы готовы платить хорошие деньги тому, кто поможет привлечь и удержать клиентов.

Из-за специфики идей в этом квадранте цена на них может быть высокой, а число покупателей будет меньше, чем в ячейке «Золотая Жила».

Ячейка «Массовый Спрос». В этот квадрант попадают такие идеи, как «личная эффективность», «бюджетные путешествия».

Бюджетные путешествия, это отличный пример. Множество людей мечтают путешествовать задешево. Это означает, что в этой нише большое число потенциальных клиентов.

Но эти люди не готовы отдавать большие деньги за такую информацию. Об этом свидетельствует отсутствие дорогих обучающих курсов по этой тематике.

Авторы таких проектов зарабатывает несколько иным путем (посмотрите, как это делает Мила Деменкова, кстати, это мой любимый русскоязычный блог про путешествия). Поэтому, продавать идей по высоким ценам в этой нише сложно.

Как выстроить линейку продуктов с помощью «Матрицы Спроса»

Теперь, когда вы раскидали ваши идеи по подходящим им квадрантам, вы можете видеть, какие идеи стоят вашего времени, а о каких лучше забыть.

Но мы пойдем с вами дальше, и я покажу, как вам создать линейку продуктов из ваших идей.

Посмотрите на ячейку «Массовый Спрос». Здесь находятся идеи для продуктов, которые лучше всего предлагать в качестве «front-end». То есть, это недорогие продукты, которые обычно предлагают сразу после подписки на рассылку. Например, это может быть электронная книга или небольшой курс.

В квадранте «Золотая Жила» находятся идеи для вашего основного (флагманского) продукта. А в ячейке «High End» идеи продукта, который дополняет ваш флагманский продукт и предлагается только вашим уже состоявшимся клиентам (Upsell).

К примеру, front-end продуктом может быть электронная книга «Бюджетный комплект оборудования начинающего свадебного фотографа«. Флагманский продукт «Как фотографировать свадьбы«. Добавочный продукт (Upsell) «Обработка свадебных фотографий«.

Идеи, которые остались в ячейке «Хобби», мы игнорируем.

Совет: Чтобы вам было легче сортировать идеи по ячейкам матрицы спроса, берите сначала одну широкую тему (например, свадебная фотография) и разбивайте ее на подтемы, которые и разбрасывайте по квадрантам. Точно так, как я сделал на примере выше.

Важное заключение:

«Матрица Спроса» поможет вам быстро определить перспективность вашей идеи.

Не поддавайтесь обманчивому чувству уверенности, когда вам безосновательно кажется, что ваша идея выстрелит. Не будьте похожи на тех людей, которые хватаются за идею и отказываются трезво смотреть на вещи.

Не повторяйте ошибку, которую я допустил с курсом «Как завоевать доверие», когда кроме меня самого, эта идея больше никого не зацепила.

Не будьте упертыми, наоборот, станьте гибкими. Не цепляйтесь за идеи только из-за страха, что больше ничего не придумаете. Идей полно и они вокруг вас.

Прочитайте мою статью на Лайфхакере о том, как заставить себя мыслить креативно, и вы обязательно найдете множество перспективных идей.

P.S. Если этот пост был вам полезен, будьте щедрыми, поделитесь им в социальных сетях.