Как ставить цели, о которых невозможно забыть 2

Это полное руководство о том, как ставить цели и добиваться их, используя для этого жизненные квесты.

Вы, наверняка, тоже составляете список целей, многие люди это делают (особенно под Новый Год). Но немногие способны следовать своему плану до победного конца, обычно люди прекращают «стараться» практически сразу после того, как положили ручку на стол.

Если верить статистике, только 8% достигают своих целей.

как ставаить цели

(по результатам исследования Университета в Скрантоне)

По результатам этих исследований был сделан вывод, что те люди, кто записывают свои цели имеют в 10 раз большую вероятность их добиться, чем те, кто этого не делает.

Есть масса предположений о том, почему так происходит и в большей степени это связано с особенностями нашего мозга и предыдущим неудачным опытом..

Все, что имеет в нашей жизни статус «ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНО», воспринимается нашим мозгом крайне сложно, ведь есть вероятность не оправдать ожидания (ведь мы себе не даем право на вторую попытку) и, в конечном счете, все это может привести к стрессовой ситуации.

Чтобы «снять с себя ответственность» мозг подкидывает нам причины, одну за одной, почему  идея не стоит наших усилий. Убедить полностью отказаться от задуманного довольно сложно, ведь идея имеет гриф «ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНО», а вот мысль «отложить» на время, пропихнуть в сознание гораздо проще.

Понимая все эти особенности, невольно приходишь к выводу, что «обычный» процесс целеполагания, что-то вроде «русской рулетки», написал и ждешь как отреагирует на все это твой мозг. И если получишь «отказ», то узнаешь ты об этом тогда, когда менять что-то будет уже поздно, так тщательно он будет замаскирован.

Вывод из всего этого простой, чем проще ты воспринимаешь жизнь, тем легче дорога на пути к цели. Не зря же бытует поговорка, что дураку и жить легче :).

Как Ставить Цели В Жизни, Чтобы Мозг Их Не Отвергал

как ставить цели и достигать их

Я долго «ломал голову» над тем, как закладывать фундамент цели, чтобы мозг ее не отвергал, пока не нашел одну идею за которую смог зацепиться и в дальнейшем развивать.

И вот в чем суть.

Почему компьютерные игры настолько популярны и почему люди проводят множество часов за этим, казалось бы, бессмысленным занятием?

Во-первых, это форма развлечений где, как и в жизни, тоже есть свои цели (миссии, очки, развитие). Но игра не воспринимается настолько серьезно, просто потому что здесь не страшно проиграть. Всегда есть еще одна попытка, и ты можешь пробовать хоть 10, 20 и даже 50 раз, до тех пор, пока задача не будет выполнена.

В реальной жизни, мы вбили себе в голову, что у нас всего одна попытка и если она окажется неудачной наступит апокалипсис. Естественно, мозг будет расценивать это как нечто АРХИВАЖНОЕ со всеми вытекающими последствиями.

В современном обществе навязчивая идея «одной попытки» выглядит разумной, ведь мир развивается с бешеной скоростью и нужно все успеть. Но множество веков люди также считали, что Земля плоская, но это не значит, что это истина. Правда в том, что одна попытка также легко сменяется другой.

Во-вторых, игры построены таким образом, что достижения героя дают ему дополнительные преимущества в виде бонусов и навыков, таким образом, те препятствия, которые были серьезной преградой в самом начале, уже не представляют особой сложности.

В жизни все по иному, большинство достижений очень быстро стираются из памяти и более не оказывают никакого влияния на дальнейшую жизнь и даже не придают уверенность в своих силах. И часто, кажется, что время пролетело, а ты так и не изменил мир вокруг себя.

Победы в соревнованиях, знакомство с девушкой, покупка первой машины — все это было когда-то целями, и вы вкладывали в это свои силы и время, но прошли годы и это уже не играет никакой роли, ваши достижения уже никак не отражаются на вашей жизни.

Реальная жизнь предлагает скудный набор инструментов для измерений своей «ветки развития«. В большинстве случаев все сводится к денежному эквиваленту, но этого явно недостаточно. Ведь есть множества других вещей, которые не поддаются замеру. И правда в том, то, что не можешь измерить, не можешь и контролировать.

В-третьих, игры затягивают, ведь всегда хочется узнать, что таит в себе новый уровень и это любопытство заставляет проводить массу времени перед монитором.

И в тоже время жизнь скучна, череда рутинных дел. Ничего нового, ни новых заданий, ни супер миссий. Ничего, что полностью завладело бы твоим вниманием и вдохнуло новую жизнь.

Есть еще несколько пунктов, но думаю, смысл понятен, что игра — может стать решением многих проблем связанных с постановкой и достижением целей.

Как «Перенести» Игру В Реальную Жизнь?

Я встречал много вариаций связки игра + реальная жизнь (одна из самых популярных идей принадлежит  Пети Осипову), но, в конечном счете, отталкиваясь от своих предпочтений, я придумал игру по своим правилам. Система, о которой речь пойдет ниже, я называю «жизненным квестом» или же «карта приключений».

Итак, вот как все происходило.

Первое, что я сделал, это ввел понятие «жизненный квест». Сейчас у меня нет целей, но есть список квестов, которые предстоит пройти.

Название «квест» не случайно и взято из тех же компьютерных игр, я нахожу его самым подходящим определением, ведь каждый квест это своеобразная головоломка и нужно «включить голову» чтобы найти способ ее решить.

Допустим, чтобы придумать концепцию и запустить этот блог, мне пришлось приложить немало мысленных усилий и решить множество «ребусов», чем это не квест?

Основное отличие между целью и квестом в том, что квест подразумевает несколько попыток. Но в остальном это, конечно, игра слов, одно понятие и два разных определение. И тем не менее, квест скормить мозгу намного легче, чем «глобальную» цель.

Второе, я ввел систему измерения своего прогресса. Каждый квест, в зависимости от сложности, двигает меня вверх по лестнице развития.

Так допустим, сейчас я работаю одновременно над несколькими квестами и одной миссией, которая включает 10 квестов (это поездки на велосипеде по местам вокруг города, в которых я еще не был: горы, водопады, пещеры).

За каждый пройденный квест я присваиваю себе +10% к опыту. В 10% я оцениваю все квесты, которые не требуют особой подготовки и могут быть выполнены в короткий промежуток времени.

Важно понимать, что квест — это новый опыт, а не просто какой-то пункт из ежедневного «to-do» листа, вроде как «помыл посуду» получил +10% к опыту.

Квесты, требующие предварительной подготовки и промежутка времени оцениваются мной уже в +20%. Примером такого квеста может служить моя поездка в Египет цель которой была посмотреть пирамиды или же в Дубаи увидеть «поющие фонтаны».

Смысл в том, что квест должен преследовать определенную цель, если это визит в другую страну, что конкретно ты хочешь там сделать (посмотреть достопримечательность, прогуляться по какой-то улице или прыгнуть с парашютом).

Если этого нет, то квест теряет смысл, память об этом событии со временем сотрется и опыт станет бесполезным. Это как играть в компьютерную игру и не иметь возможности сохраняться. По завершению игры начинаешь все заново, и  предыдущие достижения уже не имеют значения. Нужно какое-то запоминающееся событие, своеобразный «якорь» чтобы удержать воспоминания.

Так пройденные квесты с течением времени накапливаются и суммируются проценты. По достижению отметки в 100%, присваиваешь себе новый уровень. Таким образом, ты всегда знаешь, на каком уровне находишься, например, текущий уровень 6 и пройден на 60%.

Удобней всего присваивать несложным квестам по 10%, что посложнее 20%. Это проще, чем складывать 32% + 45%. Могут быть еще и супер миссии, выполнение которых сразу продвигает на новый уровень.

Такая миссия это что-то поистине грандиозное, это или дерзкий вызов самому себе (побить рекорд Гиннесса); или же что-то, что выводит на новую ступень развития, известности (книга бестселлер); или же что-то, что выходит далеко за рамки привычной жизни (пожить 10 дней на необитаемом острове).

Например, одна из моих супер миссий  — это Кембриджский Сертификат по английскому языку. Мне потребовалось несколько месяцев подготовки, чтобы сдать этот экзамен и присвоить себе новый уровень :).

Я применяю квесты ко всем областям своей жизни, начиная от спорта и заканчивая бизнесом, семейными отношениями и отдыхом. Впервые сводить двухгодовалого сына в поход, чем не квест, ведь это новый опыт?

По мере того, как опыт накапливается, и ты двигаешься по уровням вверх, прибавляется уверенность в собственных силах. Например, достигая 5 уровня глядя на свои результаты, невольно начинаешь осознавать, что ты уже чего-то стоишь, и ментальная планка твоих возможностей автоматически взлетает вверх.

И вот тогда мозг «соглашается» уже на более серьезные «задания». Поэтому есть смысл начинать с квестов полегче, чтобы сперва «прокачать» себя, почувствовать в себе силы и только потом переходить к более сложным заданиям.

Более того, рекомендую использовать визуальные доказательства своих побед. Мозг нуждается в таких «штучках». Для этих целей я использую специальную доску, куда прикрепляю фотографии свидетельствующие о моих достижениях. Эту идею я позаимствовал у Азамата Ушанова давно, и использую по сей день.

Как ставить цели, о которых невозможно забыть

Организованный таким образом «жизненный квест» выходит далеко за рамки обычных «сухих» целей и получается игра, что-то вроде Super Mario с бесконечным числом уровней (которые ты без конца придумываешь себе сам), и все время тебе тянет посмотреть, что же будет на новом уровне.

Вопрос:

Какие «жизненные квесты» вы готовы поставить перед собой прямо сейчас?

0 thoughts on “Как ставить цели, о которых невозможно забыть 2

  1. Очень интересный подход…, я полностью согласна с Вашей методикой постановки достижений, как в игре! В самом деле загорелась расписать квесты. Хотя я по жизни всегда достигаю (рано или поздно) поставленных целей. Но есть маленькое «НО» — я не хочу их ставить…
    А квесты пройти — не в падло, а в интерес. СПАСИБО!

  2. Цели, вроде, ставлю… Но прописать их — большая проблема! Особенно определиться со сроками. И, как верно было подмечено, возникает соблазн все отложить. Мне кажется, что идея квестов поможет решить эту проблему. Спасибо! Буду пробовать.

  3. Спасибо. Действительно, работа с целями очень важна. Если бы эти актуальнейшие темы — работа с целями и личная эффективность были включены в программу обязательного образования, как много было бы реализовавшихся людей, удовлетворенных и радостных!

  4. Очень понравилась статья, о таком подходе к решению жизненных задач, да вообще к жизни еще не слышал )
    К тому же сам люблю поиграть на компьютере и очень хорошо понимаю, о чем говорит Артем. Надо попробовать! Спасибо!

  5. Интересный подход. Вполне может захватить и заинтриговать.
    Кстати, можно рассмотреть как бизнес-идею — создание программы по разработке и прохождению квестов. Там же можно предусмотреть и возможность прикрепления фото и видео контента в подтверждение полученного опыта.

  6. Очень интересная статья и идея с квестами. Нужно начать использовать данную методику. «Классическая», типа записал цели и сроки приводит к проблеме угасания мотивации со времене, как результат- не достижение поставленных целей и понижение самооценки. Спасибо за статью.

  7. Однозначно попробую применительно к себе.
    Ибо сейчас в процессе подготовки к «прохождению уровня» в виде международных экзаменов по английскому IELTS (почти как у вас :)) И имею проблемы с мозгом — он уже не хочет ни к чему «АРХИВАЖНОМУ» готовиться .
    Кстати подобная методика с уровнями используется на одном из очень популярных интернет-ресурсов по изучению английского языка — там все в виде игры — ты львенок и должен проходить задания, получая жизненный опыт и т. д . Абсолютно не напрягает изучать английский.
    Идея с программой тоже пришла мне в голову, но уже была озвучена Сергеем — что-то типа «мудрого планировщика жизни»

  8. Артем, как бы не назывались твои цели, это все равно цель. Все мы делаем какие-то движения, чтоб достигать их. Интересное узнала о специальной доске от Азамата Ушанова. Обычно я прикрепляла, то чего хочу, а чего достигла пишу в «Дневнике успеха», но конечно, фотографии — лучшею Обязательно, воспользуюсью

  9. Отличная идея, обязательно подкину ее сыновьям. Для себя же несколько переработаю. Если видоизменение получится — обязательно поделюсь :).

  10. В игре все уже придумано авторами и ведется к нужному результату, но сама мысль думать нестандартно и ставить цели не повторяя на своем жизненном пути- хороший стимул разнообразить свое существование и развитие.

  11. Удивительно было осознать, что читаешь развернутую версию своего подхода к решению задач и осуществлению целей.. Очень приятно было познать единомышленника. Материал подан и обработан великолепно.

  12. Просто супер!
    Я сама думала над этой проблемой — почему цели не работают. И не так важно, почему они не работают. Гораздо важнее было найти способ, а как сделать, чтобы они работали. Было ощущение, что через игру. А здесь уже готовое решение.
    Вот уж точно. Чтобы найти ответы, надо вначале поставить вопросы.
    Спасибо, Артем

  13. Жизнь сама преподносит эти самые квесты и разной сложности. Если действительно задать себе свои квесты, то этот способ поможет преодолеть трудности воздвигаемые самой жизнью и направить ее в нужное русло. Нестандартные идеи в поиске.

  14. Если я правильно поняла, то квесты — это не то, что преподносит нам жизнь,а то, что мы сами ставим себе как квесты.
    Мне кажется, что если только реагировать на возникающие проблемы и вновь возникшие проблемы называть квестами, то это будет полная абракадабра

  15. Супер идея) Собственно я сам пришел к данной идее и залез в яндекс посмотреть нет ли наработок — вот нашел) Сейчас развиваю эту идею)

  16. Артем, спасибо за идею. Меня очень волнует вопрос, как научить с детского возраста постановке и достижению цели. В прямом смысле для детей это не работает, считаем, что еще мал, подрастет потом. Но дети растут, и в 20, и в 30 и в 40, к сожалению так и не научились ставить цели и достигать.
    Эта форма очень подходит для современной молодежи и это просто ЭВРИКА!!!! Обязательно познакомлю детей с этой идеей, пусть играют.))

  17. Доска с фотографиями — вещь теперь распространенная. Ее тоже можно правильно организовать. Например: в центре — ты сегодня; слева — твои прежние достижения и успехи, а справа — визуализированные образы твоих будущих целей, достижений

  18. Очень интересная мысль про игру, думаю что-то похожее введу в свою жизнь.
    Сам в начале этого года (тоже под влиянием БМ кстати) поставил 20 целей на 2015, и каждой присвоил столбец в гугл таблицах. И далее по строкам каждый день отписывал, что сделано по каждой конкретной задаче, причем если ничего не сделал, все равно писал «ничего». Плюсом было то, что все цели были постоянно на виду и я про них не забывал, но к марту все равно забросил это дело, и по итогу сейчас вижу, что достиг меньше половины запланированного.
    На 2016 пожалуй попробую эту систему, игровые элементы должны добавить азарта и духа приключений для выполнения целей.

  19. Очень понравилась идея. В голову приходила мысль (явно не моя!), что вся наша жизнь игра, но игра в виде квестов, я думаю, это должно стимулировать. Спасибо, Артем!

  20. Опа! Классный подход.
    А я всё думал, что-же делать со своим подсознанием, когда мозк ставит цели, а оно пытается их обойти. Надо сегодня попробовать с дочерью: ей задали читать на лето список произведений. Читает, конечно же, из под палки — живой ведь ребёнок. Но заполняет список прочитанного- это её мотивирует. Квест, я думаю, замотивирует ещё больше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *