Как ставить цели, о которых невозможно забыть

Это полное руководство о том, как ставить цели и добиваться их, используя для этого жизненные квесты.

Вы, наверняка, тоже составляете список целей, многие люди это делают (особенно под Новый Год). Но немногие способны следовать своему плану до победного конца, обычно люди прекращают «стараться» практически сразу после того, как положили ручку на стол.

Если верить статистике, только 8% достигают своих целей.

как ставаить цели

(по результатам исследования Университета в Скрантоне)

По результатам этих исследований был сделан вывод, что те люди, кто записывают свои цели имеют в 10 раз большую вероятность их добиться, чем те, кто этого не делает.

Есть масса предположений о том, почему так происходит и в большей степени это связано с особенностями нашего мозга и предыдущим неудачным опытом..

Все, что имеет в нашей жизни статус «ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНО», воспринимается нашим мозгом крайне сложно, ведь есть вероятность не оправдать ожидания (ведь мы себе не даем право на вторую попытку) и, в конечном счете, все это может привести к стрессовой ситуации.

Чтобы «снять с себя ответственность» мозг подкидывает нам причины, одну за одной, почему  идея не стоит наших усилий. Убедить полностью отказаться от задуманного довольно сложно, ведь идея имеет гриф «ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНО», а вот мысль «отложить» на время, пропихнуть в сознание гораздо проще.

Понимая все эти особенности, невольно приходишь к выводу, что «обычный» процесс целеполагания, что-то вроде «русской рулетки», написал и ждешь как отреагирует на все это твой мозг. И если получишь «отказ», то узнаешь ты об этом тогда, когда менять что-то будет уже поздно, так тщательно он будет замаскирован.

Вывод из всего этого простой, чем проще ты воспринимаешь жизнь, тем легче дорога на пути к цели. Не зря же бытует поговорка, что дураку и жить легче :).

Как Ставить Цели В Жизни, Чтобы Мозг Их Не Отвергал

как ставить цели и достигать их

Я долго «ломал голову» над тем, как закладывать фундамент цели, чтобы мозг ее не отвергал, пока не нашел одну идею за которую смог зацепиться и в дальнейшем развивать.

И вот в чем суть.

Почему компьютерные игры настолько популярны и почему люди проводят множество часов за этим, казалось бы, бессмысленным занятием?

Во-первых, это форма развлечений где, как и в жизни, тоже есть свои цели (миссии, очки, развитие). Но игра не воспринимается настолько серьезно, просто потому что здесь не страшно проиграть. Всегда есть еще одна попытка, и ты можешь пробовать хоть 10, 20 и даже 50 раз, до тех пор, пока задача не будет выполнена.

В реальной жизни, мы вбили себе в голову, что у нас всего одна попытка и если она окажется неудачной наступит апокалипсис. Естественно, мозг будет расценивать это как нечто АРХИВАЖНОЕ со всеми вытекающими последствиями.

В современном обществе навязчивая идея «одной попытки» выглядит разумной, ведь мир развивается с бешеной скоростью и нужно все успеть. Но множество веков люди также считали, что Земля плоская, но это не значит, что это истина. Правда в том, что одна попытка также легко сменяется другой.

Во-вторых, игры построены таким образом, что достижения героя дают ему дополнительные преимущества в виде бонусов и навыков, таким образом, те препятствия, которые были серьезной преградой в самом начале, уже не представляют особой сложности.

В жизни все по иному, большинство достижений очень быстро стираются из памяти и более не оказывают никакого влияния на дальнейшую жизнь и даже не придают уверенность в своих силах. И часто, кажется, что время пролетело, а ты так и не изменил мир вокруг себя.

Победы в соревнованиях, знакомство с девушкой, покупка первой машины — все это было когда-то целями, и вы вкладывали в это свои силы и время, но прошли годы и это уже не играет никакой роли, ваши достижения уже никак не отражаются на вашей жизни.

Реальная жизнь предлагает скудный набор инструментов для измерений своей «ветки развития«. В большинстве случаев все сводится к денежному эквиваленту, но этого явно недостаточно. Ведь есть множества других вещей, которые не поддаются замеру. И правда в том, то, что не можешь измерить, не можешь и контролировать.

В-третьих, игры затягивают, ведь всегда хочется узнать, что таит в себе новый уровень и это любопытство заставляет проводить массу времени перед монитором.

И в тоже время жизнь скучна, череда рутинных дел. Ничего нового, ни новых заданий, ни супер миссий. Ничего, что полностью завладело бы твоим вниманием и вдохнуло новую жизнь.

Есть еще несколько пунктов, но думаю, смысл понятен, что игра — может стать решением многих проблем связанных с постановкой и достижением целей.

Как «Перенести» Игру В Реальную Жизнь?

Я встречал много вариаций связки игра + реальная жизнь (одна из самых популярных идей принадлежит  Пети Осипову), но, в конечном счете, отталкиваясь от своих предпочтений, я придумал игру по своим правилам. Система, о которой речь пойдет ниже, я называю «жизненным квестом» или же «карта приключений».

Итак, вот как все происходило.

Первое, что я сделал, это ввел понятие «жизненный квест». Сейчас у меня нет целей, но есть список квестов, которые предстоит пройти.

Название «квест» не случайно и взято из тех же компьютерных игр, я нахожу его самым подходящим определением, ведь каждый квест это своеобразная головоломка и нужно «включить голову» чтобы найти способ ее решить.

Допустим, чтобы придумать концепцию и запустить этот блог, мне пришлось приложить немало мысленных усилий и решить множество «ребусов», чем это не квест?

Основное отличие между целью и квестом в том, что квест подразумевает несколько попыток. Но в остальном это, конечно, игра слов, одно понятие и два разных определение. И тем не менее, квест скормить мозгу намного легче, чем «глобальную» цель.

Второе, я ввел систему измерения своего прогресса. Каждый квест, в зависимости от сложности, двигает меня вверх по лестнице развития.

Так допустим, сейчас я работаю одновременно над несколькими квестами и одной миссией, которая включает 10 квестов (это поездки на велосипеде по местам вокруг города, в которых я еще не был: горы, водопады, пещеры).

За каждый пройденный квест я присваиваю себе +10% к опыту. В 10% я оцениваю все квесты, которые не требуют особой подготовки и могут быть выполнены в короткий промежуток времени.

Важно понимать, что квест — это новый опыт, а не просто какой-то пункт из ежедневного «to-do» листа, вроде как «помыл посуду» получил +10% к опыту.

Квесты, требующие предварительной подготовки и промежутка времени оцениваются мной уже в +20%. Примером такого квеста может служить моя поездка в Египет цель которой была посмотреть пирамиды или же в Дубаи увидеть «поющие фонтаны».

Смысл в том, что квест должен преследовать определенную цель, если это визит в другую страну, что конкретно ты хочешь там сделать (посмотреть достопримечательность, прогуляться по какой-то улице или прыгнуть с парашютом).

Если этого нет, то квест теряет смысл, память об этом событии со временем сотрется и опыт станет бесполезным. Это как играть в компьютерную игру и не иметь возможности сохраняться. По завершению игры начинаешь все заново, и  предыдущие достижения уже не имеют значения. Нужно какое-то запоминающееся событие, своеобразный «якорь» чтобы удержать воспоминания.

Так пройденные квесты с течением времени накапливаются и суммируются проценты. По достижению отметки в 100%, присваиваешь себе новый уровень. Таким образом, ты всегда знаешь, на каком уровне находишься, например, текущий уровень 6 и пройден на 60%.

Удобней всего присваивать несложным квестам по 10%, что посложнее 20%. Это проще, чем складывать 32% + 45%. Могут быть еще и супер миссии, выполнение которых сразу продвигает на новый уровень.

Такая миссия это что-то поистине грандиозное, это или дерзкий вызов самому себе (побить рекорд Гиннесса); или же что-то, что выводит на новую ступень развития, известности (книга бестселлер); или же что-то, что выходит далеко за рамки привычной жизни (пожить 10 дней на необитаемом острове).

Например, одна из моих супер миссий  — это Кембриджский Сертификат по английскому языку. Мне потребовалось несколько месяцев подготовки, чтобы сдать этот экзамен и присвоить себе новый уровень :).

Я применяю квесты ко всем областям своей жизни, начиная от спорта и заканчивая бизнесом, семейными отношениями и отдыхом. Впервые сводить двухгодовалого сына в поход, чем не квест, ведь это новый опыт?

По мере того, как опыт накапливается, и ты двигаешься по уровням вверх, прибавляется уверенность в собственных силах. Например, достигая 5 уровня глядя на свои результаты, невольно начинаешь осознавать, что ты уже чего-то стоишь, и ментальная планка твоих возможностей автоматически взлетает вверх.

И вот тогда мозг «соглашается» уже на более серьезные «задания». Поэтому есть смысл начинать с квестов полегче, чтобы сперва «прокачать» себя, почувствовать в себе силы и только потом переходить к более сложным заданиям.

Более того, рекомендую использовать визуальные доказательства своих побед. Мозг нуждается в таких «штучках». Для этих целей я использую специальную доску, куда прикрепляю фотографии свидетельствующие о моих достижениях. Эту идею я позаимствовал у Азамата Ушанова давно, и использую по сей день.

Как ставить цели, о которых невозможно забыть

Организованный таким образом «жизненный квест» выходит далеко за рамки обычных «сухих» целей и получается игра, что-то вроде Super Mario с бесконечным числом уровней (которые ты без конца придумываешь себе сам), и все время тебе тянет посмотреть, что же будет на новом уровне.

Вопрос:

Какие «жизненные квесты» вы готовы поставить перед собой прямо сейчас?