Как составить портрет аудитории, даже если только запустил блог

портрет аудитории сайта

Уверен, вы слышали об этом множество раз!

Знай своего читателя.

Это и есть секрет построения успешного блога и успешного бизнеса в Сети.

Но есть в этом одна проблема:

Как вы можете знать своего читателя, если у вас еще нет аудитории?

Возможно, вы только запустили блог, и у вас еще нет ни трафика, ни подписного листа.

Или же, вы только планируете стартовать и сейчас разбираетесь с техническими моментами (мой курс «Блог: Техник» вам в помощь).

Как быть в этой ситуации?

Опираться на предположения.

Конечно, весьма неточный метод, сродни тому, как бросать дротик с завязанными глазами в надежде попасть «в яблочко». Иногда получается, но чаще нет.

Но если вы только начинаете, и вокруг нет людей, с которых можно срисовать портрет идеального читателя, это хороший вариант, чтобы с чего-то начать.

Все же, опираться на предположения лучше, чем обращаться со страниц блога к тому, сам не знаю к кому.

Позже, когда появятся «свои» читатели, подписчики и клиенты, вы сможете провести опрос, или даже лучше, пообщаться с ними через Skype, чтобы лучше понять, кто они эти люди.

Но сейчас, ваш вариант, это самостоятельно составить портрет целевой аудитории, по крайней мере, тех людей, которых вы хотите видеть у себя на блоге.

Большая ошибка, которую допускают при составлении портрета целевой аудитории

Давайте говорить откровенно, составлять портрет целевого читателя, скучное занятие. Далеко не каждый находит на это время.

Именно поэтому, большинство блогеров ограничиваются весьма скупым представлением о своей аудитории:

«Мой идеальный читатель, это человек, кто хочет больше узнать о заработке в Сети, здоровом образе жизни, дизайне интерьера и т.д.».

Слишком туманное описание, чтобы быть полезным. Нужно больше деталей.

«Мой идеальный читатель, это человек 30-50 лет, испытывающий острую нехватку денег и свободного времени, который хочет получать дополнительный доход через интернет» и больше свободы».

Неплохо, но можно еще лучше.

«Олег, средних лет, семьянин, двое детей. Целый день проводит на работе. Испытывает постоянную нехватку денег и свободного времени. Мечтает однажды все изменить. Заработать больше денег. Купить хорошую машину. Реализовать свой потенциал. Уже несколько лет в его голове зреет план создать свой блог, но он не уверен, что у него хватит на него времени и технических знаний. Его отпугивает и то, что он не видит себя экспертом ни в какой области, и не обладает какими-то уникальными знаниями. Он периодически ходит на вебинары, читает блоги о бизнесе в Сети, иногда покупает курсы, но чаще скачивает бесплатно. На его полки книги Наполеона Хилла, Роберта Кийосаки, Тони Роббинса».

Чем более точный портрет читателя, тем более «душевные» письма получаются. Писать Олегу гораздо проще, чем кому-то абстрактному, согласитесь?

Чтобы собрать больше деталей о вашей целевой аудитории, я подготовил ряд вопросов, которые наведут вас на нужные мысли.

Анатомия идеального читателя

Вы должны понимать, что сейчас вы составляете приблизительный портрет аудитории, который будете еще много раз корректировать. Поэтому, не пытайтесь быть идеальным. Позвольте себе импровизировать.

Итак, прежде давайте разберемся с основными составляющими портрета вашего идеального читателя.

Вам нужно подумать и заполнить эти поля. Просто представьте, кого вы хотите видеть на страницах вашего блога.

Кстати, один из самых простых вариантов, это вспомнить кого-нибудь из ваших знакомых, кому могла бы быть интересна тема вашего блога и срисовать портрет с него.

В #1. Демографические данные

а) Пол
б) Возраст
в) Образование
г) Город
д) Профессия

В #2. Интересы и предпочтения

а) какие сайты они чаще всего посещают?
б) какие хобби и интересы у них уже есть?
в) какими социальными сетями пользуются?

Теперь переходим к деталям.

В. #3. Какую «болезнь» излечивает ваш блог?

Многим людям блог нужен, чтобы просто писать на любимые темы, возиться с плагинами и кодом, иными словами, чем-то забить имеющиеся свободное время.

Если вы хотите добиться результатов с блогом, вам следует идти другим путем. И думать, прежде всего о том, как продавать ваши идеи.

Поймите, у человека может быть богатый опыт и багаж знаний, но если он не знает, как все это красиво подать, он останется еще одним экспертом #1, о котором никто не слышал.

Поэтому, прежде, чем что-то писать, подумайте, какие проблемы клиенты, вы планируете решать с помощью блога. От этого зависит, что за люди будут посещать вам блог.

В #4: Как измениться жизнь человека, после того, как он станет вашим читателем

Если вы планируете бизнес в Сети, то должны стать «мастером обещаний» (естественно тех, которые можете выполнить).

Обещание, это движущая сила бизнеса, особенно информационного.

Как можно заставить человека что-то сделать? Только ПООБЕЩАВ ему что-то, что сулит ему ВЫГОДУ.

Так вот, отвечая на этот вопрос, нужно составить список выгод, которые получит человек, после того, как станет вашим читателем.

Далее, эти выгоды можно поместить на главную страницу сайта в шапку, например.

В #5: Момент, когда человек узнает, что пришло время искать ответы на вопросы

Зачем вам искать ответ на этот вопрос?

Чтобы понять, в какой момент человек переходит из категории «мне это неинтересно» в категории «я хочу знать все об этом».

Обязательно есть отправная точка, момент, когда образ мыслей человека меняются. И этот момент нужно вычислить.

К примеру, человек, вряд ли, будет интересоваться остеохондрозом, пока сам не столкнулся с такой проблемой. Отправная точка, после которой он готов стать вашим читателем, это диагноз врача.

Эта информация нужна, чтобы «выдергивать» из толпы тех людей, у которых «острая проблема» еще не переросла в долгоиграющую, с которой можно и смириться.

«Вам поставили диагноз — остеохондроз? На этом блоге мы подскажем вам, как с этим бороться и жить полной жизнью».

#6: Какие фразы вбивает в Google ваш идеальный читатель?

Эти фразы, как раз и наводят на самые горячие темы, по которым вам следует написать посты в первую очередь.

Это то, что ищет ваш клиент. И если вы предложите ему ответы подходящего качества, вы получите шанс завоевать его внимание.

В #7: Что должен почувствовать идеальный читатель, когда впервые попадет на ваш блог?

Ответ, в принципе, однозначный: «Наконец-то, среди всего этого мусора в Сети, мне удалось отыскать что-то действительно стоящее».

Задача лишь в том, чтобы донести этот факт до сознания посетителя как можно скорей.

И здесь играет огромную роль название блога (должно подчеркивать важность проекта для читателя), заголовки к постам (должны наводить на мысль, что здесь решаются проблемы читателя) и прочие вещи, которые сразу бросаются в глаза (например то, что находится в сайдбаре).

В #8: За что готов платить идеальный клиент?

Это важный вопрос!

Потому что многие не понимают, что блог, это не бизнес. Нельзя назвать раздачу бесплатного контента бизнесом. Блог нужен, чтобы собрать аудиторию, которой затем продавать продукты и услуги.

Так вот и ответьте на вопрос, что такого вы можете предложить, за что с радостью заплатить ваш идеальный клиент?

Никто не требует от вас описать предложение в деталях, здесь важно определить для себя формат и масштабы этого предложения.

Найти ответ на этот вопрос непросто.

По большому счету, это завуалированный вопрос «А чем я отличаюсь от других авторов курсов? Что особенного я могу предложить?».

Поверьте, еще один курс о том, как заработать новичку в интернете, никто не будет покупать. Наелись. Нужно придумать нечто серьезней.

И вот, когда ответ на этот вопрос полностью сформулируется и уляжется в вашей голове, станет ясно, какой контент необходимо создавать, чтобы привлечь группу людей, готовых платить вам за ваш продукт.

В #9: Как ваше платное предложение изменит жизнь клиента?

Мне очень нравится слово «трансформация», оно очень хорошо иллюстрирует то, чем я занимаюсь на своем проекте.

Человек приходит ко мне «юными» и «необразованным» (в рамках моей темы, конечно). Моя же цель, с помощью бесплатного контента и платных предложений, довести его до состояния, когда он скажет, теперь я знаю достаточно, чтобы преуспеть.

Почему я не ставлю своей целью довести до результата, как это делают многие? Это абсурд.

Я не могу сделать за человека его работу, следовательно, его результат зависит от его стараний, а от меня лишь косвенно. Все, что я могу контролировать, это качество контента, которым его снабжаю.

И если момент, когда человек готов стать вашим идеальным читателем, мы определили в вопросе #3, то конечная фаза его пути, заложена в ответе на этот вопрос.

Какой станет жизнь клиента, после того, как он воспользуется предложенным вами идеальным решением?

Превращаем виртуального читателя в реального

Теперь, вам нужно скомпоновать воедино всю информацию и получить «приблизительный» потрет идеального читателя.

Этот портрет должен быть достаточно подробным, чтобы среди прохожих, вы смогли различать людей, кому может быть интересна ваша тема, а кто не является вашим потенциальным читателем.

Ваш читатель, это не абстрактная концепция, а реальные люди, со своими желаниями, интересами, целями. Просто вы еще не встречали их или не обращали на них внимание.

Кстати, раньше я любил играть в эту игру, когда смотрел на прохожих и определял, будет ли для него интересно то, что я делаю на своем блоге. Забавное занятие. Попробуйте.

Конечно, вы можете не делать ничего из того, что я сказал и продолжать писать наобум.

Или же, проделать небольшую работу и дать блогу шанс обрасти целевой аудиторией.

Выбор за вами! Что будете делать?